Основные положения.
Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.
Содержание и методы обучения в начальной школе преимущественно ориентированы на формирование у школьников основ эмпирического мышления, с точки зрения развития детей они не эффективны. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
В.В. Давыдов выделил шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.
Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно В.В. Давыдов сформулировал основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.
Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.
Ключевая идея – развитие теоретического мышления.
Теоретическое мышление – это особый способ подхода человеческого понимания вещей, путем анализа их происхождения и развития.
По средствам теоретического мышления человек в полной мере реализует свои познавательные возможности и открывает суть всеобщих связей действительности.
Разница между эмпирическим и теоретическим знанием: Э – путем сравнения предметов, позволяет выделить из них одинаковые свойства.
Теоретическое – возникающее путем анализа ролей и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы. В эмпирическом мышлении основная функция – сравнение, которое формально выделяет общее свойство. В теоретическом основная функция – анализ, который открывает исходное отношение целостной системы.
Средством фиксации эмпирических знаний является слова-термины. Теоретические знания в различных символо - знаковых системах и способах умственной деятельности.
Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта – учебная деятельность. УД обеспечивает успешное развитие у младших школьников новообразований на основе использования зоны ближайшего развития. Понятие ЗПР приобрело функции реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение теоретических знаний происходит в форме дискуссии, общения между учениками и между учениками и учителем.
Основные новообразования УД:
- младшие школьники овладевают УД
- абстрактно – теоретическое мышление
- контроль за собственными учебными действиями, рефлексия.
- анализ и планирование УД.
Основная цель – развитие теоретических знаний, средства, контроль.
Содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, основной метод – организация совместной УД. Основной продукт – теоретические знания.
Выделяется два аспекта:
- Рефлексивно – личностный (мотивационно - смысловой).
- Предметно – операциональный (действия со знаком и предметами).
Основные умения, которые приобретает школьник:
- умение видеть и формулировать проблему
- умение ставить цель
- умение планировать действия
- анализировать, выдвигать, моделировать и защищать гипотезы
- осуществлять контроль и оценку своих действий
В рамках р обучения ведущую роль играет письменная речь, а не устная. Свободное письмо, а не диктовка. (Развивает мышление и приучает ребенка расчленять поток мыслей на высказывания, ориентировано на читателя).
http://jur-fak.ru/teoriya-razvivayushhego-obucheniya-v-v-davydova-–-d-b-elkonina-osnovnye-polozheniyaВ помощь учителю » Вопросы методики » Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова