Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь учителю » Вопросы методики

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Дари себя детям Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили



Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации
•  Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
•  Облагораживание души и сердца ребенка.
•  Развитие и становление познавательных сил ребенка.
•  Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
•  Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения
•  Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества .
•  Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
•  Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
•  Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
-  гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
-  индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
-  мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
-  резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
-   учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
2.     Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.
3.     Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
4.     Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.
5.     Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6.     Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
7.     Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996
8.     Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
9.     Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.
10.    Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.
11.    Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.
Категория: Вопросы методики | Добавил: tm (04.02.2012)
Просмотров: 3543 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Вопросы методики [16]
Рабочие программы [1]
Методические материалы [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz