Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь учителю » Вопросы методики

Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Основные положения.

Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.

 Содержание и методы обучения в начальной школе преимущественно ориентированы на формирование у школьников основ эмпирического мышления, с точки зрения развития детей они не эффективны. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

 В.В. Давыдов выделил шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.

 Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно В.В. Давыдов сформулировал основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.

 Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.

 Ключевая идея – развитие теоретического мышления.

 Теоретическое мышление – это особый способ подхода человеческого понимания вещей, путем анализа их происхождения и развития.

 По средствам теоретического мышления человек в полной мере реализует свои познавательные возможности и открывает суть всеобщих связей действительности.

 Разница между эмпирическим и теоретическим знанием: Э – путем сравнения предметов, позволяет выделить из них одинаковые свойства.

 Теоретическое – возникающее путем анализа ролей и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы. В эмпирическом мышлении основная функция – сравнение, которое формально выделяет общее свойство. В теоретическом основная функция – анализ, который открывает исходное отношение целостной системы.

 Средством фиксации эмпирических знаний является слова-термины. Теоретические знания в различных символо - знаковых системах и способах умственной деятельности.

 Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта – учебная деятельность. УД обеспечивает успешное развитие у младших школьников новообразований на основе использования зоны ближайшего развития. Понятие ЗПР приобрело функции реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение теоретических знаний происходит в форме дискуссии, общения между учениками и между учениками и учителем.

 Основные новообразования УД:

 - младшие школьники овладевают УД

 - абстрактно – теоретическое мышление

 - контроль за собственными учебными действиями, рефлексия.

 - анализ и планирование УД.

 Основная цель – развитие теоретических знаний, средства, контроль.

 Содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, основной метод – организация совместной УД. Основной продукт – теоретические знания.

 Выделяется два аспекта:

 - Рефлексивно – личностный (мотивационно - смысловой).

 - Предметно – операциональный (действия со знаком и предметами).

 Основные умения, которые приобретает школьник:

 - умение видеть и формулировать проблему

 - умение ставить цель

 - умение планировать действия

 - анализировать, выдвигать, моделировать и защищать гипотезы

 - осуществлять контроль и оценку своих действий

 В рамках р обучения ведущую роль играет письменная речь, а не устная. Свободное письмо, а не диктовка. (Развивает мышление и приучает ребенка расчленять поток мыслей на высказывания, ориентировано на читателя).

http://jur-fak.ru/teoriya-razvivayushhego-obucheniya-v-v-davydova-–-d-b-elkonina-osnovnye-polozheniya
Категория: Вопросы методики | Добавил: tm (24.01.2012)
Просмотров: 1196 | Комментарии: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Вопросы методики [16]
Рабочие программы [1]
Методические материалы [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz